Историческая справка. В 1718 году именным указом от 8 марта к Воронежской епархии были приписаны все селения, лежащие ниже Воронежа по Дону, Донцу, Хопру, Бузулуку, Медведице и Айдару, и крепости Бахмутская и Хоперская. В октябре 1799-го Воронежская епархия была ограничена пределами губернии.
К середине XIX века в уезде (вместе с уездным центром) имелось около 40 церквей. В конце 1860-х в урочище "Лысая гора" села Троицкий Юрт закладываются основы женского Успенского Лысогорского монастыря. В конце 1880-х, в 15-ти верстах от него, основывается Казанский Таволжановский монастырь (тоже женский).
Новохоперск. Здесь в честь Воздвижения честного креста существовал собор ранее 1774 года, так как под 1732 годом упоминаются подписи Крестовоздвиженского протопопа Иоанна Иванова. В 1732 году были при соборе священники Борис Федоров и Михаил Ильин.
Собор в Новохоперске (старый) построен в 1774 году - каменный, с колокольней, с приделом в Трапезе святого Николая Чудотворца. Судя по тому, что старожилы зовут его Петровским (по легенде) и Крестовоздвиженским, речь идет об одном и том же месте. То есть, Старый собор находится в районе местонахождения самого первого собора возле Хоперской крепости. |
Богатые граждане Новохоперска устраивали в старом соборе обеды для нуждающихся. К нему была приписана и Успенская церковь на кладбище, построенная в 1775 году. Других сведений об Успенской церкви не имеется, так же как и о деревянной, некогда стоявшей в слободе Градской (на Казачке).
Троицкая церковь построена в 1835 году. В миру ее до сих пор именуют купеческой.
В конце 1850-х земляной вал крепости срыли и оттого открылась достаточно широкая площадь. На ней в 1861 году возвели и ныне действующий Воскресенский собор. 10 октября 1865 года его освятил Высокопреосвященный Серафим Архиепископ Воронежский. Замечательна в этом соборе свято чтимая, с Афона принесенная (1863 год), Икона Божьей Матери Скоропослушницы. Не менее замечательна и архитектура собора. Протоирей Михаил Терпугов уже в наше время посвятил Воскресенскому собору интересную публикацию в "Епархиальном вестнике". В частности, он написал: "Воскресенский собор - великолепный храм в честь Христа-Спасителя. (...) он прекрасно совместил все достоинства отечественного зодчества: изобилие света и шатровый простор, строгость и крестокупольную символику. При храме - высокая колокольня (...) Справа и слева к звоннице примыкают две часовни так, что вход в здание напоминает раскрытую книгу Ветхого и Нового Заветов. (...) Что касается богослужений, то их в то время в Новохоперском соборе при сослужении многих клириков совершал викарный архиерей. Были такие викарии в крупных городах России учреждены Святейшим Синодом в помощь правящим святителям. И в связи с этим архитектура имеет некоторые особенности: здание собора не соединено с колокольнею, и, заходя в храм, вместо обычной длинной базилики с низким потолком, мы сразу видим устремленные вверх к куполу иконостасы трех пределов - Воскресенского, Скоропослушницы и Петропавловского. Это создает впечатление особого величия, подчеркивает высоту архиерейского служения. Планировка здания крестовидная. Это - во образ Небесного Рая, построенного, как свидетельствует тайновидец Иоанн Богослов, четвероугольником" (44).
Часовня на улице Московской (ныне Советская) воздвигалась в 1883 году в память и честь героических событий под Плевной. Не сохранилась.
Алферовка. Церковь Николая Мирликийского - каменная, с колокольнею, построена в 1787 году.
Бурляевка. Церковь каменная, с колокольнею, строилась в середине XIX века. Не сохранилась.
Елань-Колено. Церковь Казанской Божьей матери - каменная, с колокольнею, построена в 1850 году. Восстанавливается с 1994 года за счет общих и отдельных пожертвований мирян. С 1996 года в церкви ведутся службы. Елань-Коленовцы теперь зовут свой храм церковью Воскресения Христова.
В селе Елань в 1854 году была выстроена деревянная церковь, с такою же колокольнею и каменной оградой. Не сохранилась.
Красное. Церковь в слободе Красной с приделом в колокольне в честь святого великомученика Георгия - деревянная, построена в 1821 году на месте прежде бывшей, упоминаемой в 1757 году. Не сохранилась.
Пыховка. Церковь Троицы Живоначальной. Церковь Святой Троицы - каменная, построена в 1885 году.
Подгорное. Церковь Иконы Казанской Божьей матери - деревянная, с колокольнею, строилась в 1769 году. Не сохранилась.
Русаново. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Церковь Успения Божьей Матери
- каменная, с колокольнею, построена в 1864 году.
Троицкое. Церковь Троицы Живоначальной. Церковь Святой Троицы - каменная, с колокольнею, построена в 1910 году. Восстановление начато в 1990-е годы заботами ныне покойного Романа Глебовича Козенира, внесшего лепту и в благосостояние Воскресенского собора в Новохоперске.
Церковь святого Николая - каменная, с колокольнею, построена в 1864 году.
Церковь деревянная, с колокольнею, с приделами на правой стороне Покрова Пресвятой Богородицы, на левой - святого Николая-Чудотворца. Строилась в 1848 году. Не сохранилась. На этом месте в 1980-е за счет пожертвований мирян сооружен небольшой Покровский храм, в котором и по сей день идут богослужения.
_______________________Село Троицкий Юрт (ныне Троицкое) ____________________
В конце 1860-х стало одним из редких мест в Воронежской губернии, где около 20 крестьянок, искавших духовного уединения, задались желанием основать по времени женскую иноческую общину (45). Однообщественники по их просьбе выделили 25 десятин земли на бессрочное пользование в двух верстах от села, в урочище "Лысая Гора". Ведя благочестивую жизнь в постах, молитвах и труде, отшельницы постепенно заслужили уважение и сочувствие односельчан...
Местечко, избранное женщинами, представляло собой высокую бугровину с тремя крутыми спусками, открытую для пронизывающих ветров.
1878 год стал примечательным в жизни отшельниц тем, что Хиония Емельяновна Пашкова (жена отставного казака из села Макарова) испросила у Преосвященного Воронежского Серафима разрешение о возведении на Лысой Горе церкви Успения Божьей матери, с приделом в честь святителя Воронежского Митрофана. Церковь приторговали за 1500 рублей в селе Красный Лог Воронежского уезда. Там она оказалась излишней по причине строительства новой. По преданию, ее освящал святитель Митрофан.
Старый иконостас лысогорским черничкам пожертвовали жители села Поворина Новохоперского уезда.
Средства для перевозки церкви более чем за сто верст и ее возведения на Лысой Горе требовались немалые. Община неоднократно выспрашивала у епархии сборные книжки для сбора подаяний. И зимой 1880 года все же удалось перевезти церковь из Красного Лога.
К той поре Лысая Гора ценой стоического труда ее обитателей сильно изменилась. На ней появились дорога, деревья, жилые здания. Но все это в студеные зимние дни заметалось огромными сугробами. Сестры устраивали в них снежные коридоры, чтобы добраться до колодца, хлебной и других помещений.
Крестьяне села Троицкий Юрт, узнав о строительстве церкви на Лысой Горе, общим приговором пожертвовали общине 50 десятин земли здесь же, в урочище, и 31,5 десятины в урочище Листовка. (Это же решение они подтвердили в 1887 году, выкупив у казны эти земли за 2039 рублей).
Кроме того, козловская купеческая вдова Варвара Александровна Иловайская (мать историка Дмитрия Ивановича Иловайского), поселившаяся здесь, настоятельница общины Хиония Пашкова и крестьянка села Калмык Новохоперского уезда Ксения Хрынина в 1884 году для благосостояния будущего монастыря купили на реке Кардаиле Округа земли Войска Донского 218 десятин земли.
12 июля 1884 года последовало разрешение епархии о смене Хионии Пашковой в качестве настоятельницы на Варвару Александровну Иловайскую. 2 сентября 1884 года произошло освящение церкви в честь Успения Божьей матери (придела во имя святителя Митрофана). А главный - Успенский придел - освятили в 1829 году.
На исходе века Воронежская епархия входила в Святейший Синод с представлением. 27 октября 1895 года на имя Преосвященного Анастасия поступил указ о возведении Лысогорской Успенской женской общины в Новохоперском уезде Воронежской епархии в женский монастырь (общежительный). Настоятельницей монастыря этим же указом назначалась монахиня Ефграфа, с возведением ее в сан игуменьи.
Путь в четверть века к заветным духовным высотам был пройден.
В начале XX века в Лысогорском Успенском монастыре проживали 98 женщин: 23 монахини, 19 признанных послушниц и 56 непризнанных. Монастырь отличался редкою красотой.
|